суббота, 23 марта 2013 г.

Освоение острова Старичков



После отражения нападения англо-французской эскадры Петропавловск, и вместе с ним первый отечественный маяк на тихоокеанском побережье – Петропавловский пришли в запустение и упадок. В 1884 г. в Гидрографическом управлении рассматривались три места строительства нового маяка. Один из вариантов предполагал установку маяка на о. Старичков, что должно было увеличить сектор его действия. Сам островок является приметным пунктом, и туманы тут реже. Остановились на другом варианте – оставить маяк на прежнем месте. Впервые навигационный знак был построен на южной оконечности острова в 1937 г., а в 1955 г. его заменили и перенесли на вершину острова.
В 2006 г. этот светящий навигационный знак был обновлен и модернизирован. В целом поверхность вершины этого острова ровная, понижается в восточную сторону с небольшим прогибом в северной части. Ее площадь около 6 тыс. м². На северной оконечности вершины находится наивысшая точка острова, где установлен светящий знак. Вершина острова поросла густой травяной растительностью, среди которой по краям выделяются две группы кустарника – ольхача и ивы.
Следы поселения прослежены в 40–45 м к югу от маяка на краю за рослей ивы и ольхача. Они представлены восемью западинами жилищ и семью хозяйственными ямами. Западины имеют размеры 4 х 4 м – 4 х 5 м, глубину 0,4–0,7 м. У трех западин прослежены выходы, направленные на юг, длиной до 1 м. Диаметр хозяйственных ям около 0,8 м, глубина до 0,7 м. В траншее от кабеля, ведущей к маяку, была произведена зачистка, которая выявила следующую стратиграфию:
1. дерн – до 5 см; 2. морской крупный темно-серый песок – 2–3 см; 3. культурный слой – серовато-коричневая супесь с единичными угольками – 16– 17 см; Шурф был заложен у входа в жилище. В восточной стенке была прослежена следующая стратиграфия: 1. дерн, рыхлый, с мощной прослойкой прошлогодней травы – 15–17 см;
2. культурный слой – темно- коричневая супесь с единичными крупными угольками, скоплением гальки и обожженных камней (диаметр 4–5 см) – 17–20 см;
3. крупный светло-коричневый песок – 2–3 см; 4. плотная светло-коричневая супесь – 15–17 см; 5. темно-коричневая (черная) супесь – 1,5–2 см; 6. плотная светло-коричневая супесь – ниже.
Ни при зачистке, ни в шурфе никаких каменных орудий, их обломков или отщепов не обнаружено. В шурфе, доведенном до глубины 1 м, следов более раннего культурного слоя не отмечено. Примерный возраст обнаруженного культурного слоя 200–300 лет. Можно предположить, что остров посещался и более древними жителями Авачинской губы. Жители морского побережья, в том числе Восточной Камчатки, добывали почти все виды морских колониальных птиц, начиная с весны, со времени прилета, и до их отлета, до поздней осени.
Для ловли птиц использовались различные способы, в первую очередь, ловчие сети. «Ловят бакланов –  сетями, спуская на сидячих птиц сверху или расстилая на воде близ берега, в которых они запутываются лапами. По вечерам промышляют их силками, привязанными на шесты, с которыми,  подкравшись одну птицу по другой снимают: ибо они хотя и видят, но не опасаются». У всех приморских жителей были широко распространены болла («камнеметалки»).  С их помощью добывали птиц, стаи которых пролетали над побережьем осенью и весной.  Возможно, скопление камней и гальки стандартных размеров, обнаруженное в шурфе, предназначалось для охоты на птиц, которых использовали в пищу, а их шкурки шли на изготовление одежды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий