понедельник, 25 марта 2013 г.

Птицы Чукотки




Список  сейчас привожу тут не полный, буду добавлять по мере свободного времени. Хотелось бы с фотографиями, но как получится. В окрестностях озера Красного встречается 115 видов птиц. Благодаря разнообразию местообитаний и наличию краевых лесных сообществ удалось зарегистрировать ряд видов, которые прежде не были замечены в этих местах.

Краснозобая гагара (Gavia stellata). Пары были обычны на р. Берёзовой
Чернозобая гагара (Gavia arctica). Обычна на Анадыре и на озере, одиночные птицы и пары постоянно держатся на протоке у Краснено, а так же на Анадыре у заброшенной д. Чекаево.
Белошейная гагара (Gavia pacifica). Одна птица кормилась на Анадыре у Краснено.
Белоклювая гагара (Gavia adamsii).
Серощёкая поганка (Podiceps grisegena).
Чёрная казарка (Branta (bernicla) nigrican).
Белолобый гусь (Anser albifrons frontalis). Самый обычный вид гусей в окрестностях посёлка. С середины июня до начала июля небольшими стаями до 10 птиц  обитают на галечниках небольших рек и на островах Анадыря.
Пискулька (Anser erythropus). На р. Берёзовой.
Гуменник (Anser fabalis serrirostris). У Краснено немногочислен. Пары и одиночные птицы иногда пролетают над посёлком. На р. Берёзовой порядка 10 птиц.
Лебедь-кликун (Cygnus cygnus). Одиночные птицы и пары изредка попадаются на оз. Красном Над р. Берёзовой каждый день наблюдали одного–двух пролетающих лебедя. Пара кликунов держалась на тундровом озере на левобережье Анадыря
Чирок-свистунок (Anas crecca). В окрестностях Краснено обычен, но немногочислен. Птицы предпочитают  большие и малые стоячие водоёмы.
Клоктун (Anas formosa). Прежде вид был обычен, теперь реко можно встретить поодиночке.
Свиязь (Anas penelope).
Американская свиязь (Anas americana). Самец отмечен в группе с двумя самцами обыкновенной свиязи на Анадыре у хр. Рарыткин . Кроме того, в разных точках окрестностей Краснено трижды отмечали самцов с фенотипом, указывающим на гибридное происхождение.
Шилохвость (Anas acuta). В окрестностях села самый обычный вид уток: пары, стайки и одиночные птицы встречаются на всех больших и малых водоёмах.
Широконоска (Anas clypeata). Редкая птица.
Хохлатая чернеть (Aythya fuligula). Редка. Статус неясен. В устье Могильного ручья 16. 06 отмечена стайка из 5 птиц. Одиночного самца наблюдали на оз. Красном
Морская чернеть (Aythya marila). В окрестностях Краснено один из самых обычных видов уток. Отмечали пары и стаи на всех больших и малых водоёмах, за исключением быстрых рек. На Анадыре, особенно в устьях средних рек,  нередки стаи размером до 50 птиц.
Каменушка (Histrionicus histrionicus). Каменушка обычна на небольших реках Берёзовая и Осиновая, а так же на Анадыре, у устья небольшого ручья, спускающегося с хр. Рарыткин, В целом на правобережье Анадыря в окрестностях  немало ручьев и речек, пригодных для гнездования каменушки, и встречи там пар этого вида в гнездовой сезон дают основание предполагать гнездование здесь этого вида. Таким образом, граница ареала каменушки проходит значительно ближе к Анадырю, чем это указано в последней региональной сводке.
Морянка (Clangula hyemalis). В окрестностях села немногочисленна. Отдельные пары и маленькие стайки регулярно наблюдали на протоке у посёлка и озере. Несколько пар отметили на р. Берёзовой . Обычна в тундре на левобережье Анадыря.
Гоголь (Bucephala clangula.
Американская синьга (Melanitta americana). В окрестностях Краснено один из самых обычных видов уток. Стаи и пары отмечали на оз. Краное, а также на Анадыре (особенно в устьях средних рек) и на его протоках. Весь срок были нередки стаи размером до 50 птиц.
Горбоносый турпан (Melanitta deglandi). В окрестностях Краснено распространение и плотность этого вида схожи с таковыми американской синьги.
Луток (Mergellus albellus). Пару и одиночную самку наблюдали  в нижнем течении р. Осиновой.
 Длинноносый крохаль (Mergus serrator). Весь июнь пары и стаи самцов держались на оз. Красном и на протоках. На р. Осиновой обычен, на Анадыре редок.
Большой крохаль (Mergus merganser).
 Зимняк (Buteo lagopus). Редок. Отдельных птиц наблюдали у посёлка и в окрестностях р. Берёзовой. Найдены два жилых гнезда.
Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla). Одиночного молодого неполовозрелого орлана регулярно наблюдали у посёлка в начале июня. На р. Осиновой у устья встречены один молодой и один взрослый орлан, выше по течению один взрослый. По сообщению А. А. Берёзкина, в прежние годы у орланов в нижнем течении Осиновой было гнездо. На р. Берёзовойна 20 км реки насчитали три гнездовые постройки. Ещё одно жилое гнездо обнаружено на большом пойменном лугу (бывшая гарь) с отдельными крупными тополями у р. Берёзовой в 2 км выше «лесного» лагеря. Гнездо размещалось на сухом тополе на высоте 8 м, пара держалась у гнезда, в гнезде пищали птенцы.
 Кречет (Falco rusticolus). Пара кречетов белой морфы и гнездо на тополе было найдено в пойме одной из рек. При осмотре птица находилась на гнезде, а вторая держалась неподалёку, и мы не стали тревожить птиц. При повторном посещении места в начале июля птицы у гнезда не обнаружены.
 Сапсан (Falco peregrinus). Одиночную птицу видели в устье р. Осиновой.
Дербник (Falco columbarius). Всего три встречи одиночных птиц:  самцы за Анадырем; одну особь наблюдали в предгорьях хр. Рарыткин; одиночный дербник летал над р. Осиновой
 Белая куропатка (Lagopus lagopus). В окрестностях села повсеместно обычна. Встречалась нам везде, где были заросли кедрового стланика или ивняки. Две или три территориальных пары обитали прямо у посёлка. В начале июня в день встречали до 5 птиц.
 Тундряная куропатка (Lagopus mutus).
 Канадский журавль (Grus canadensis). В окрестностях Краснено из-за отсутствия поблизости больших открытых пространств немногочислен, обычен на озёрно-тундровых участках.
Бурокрылая ржанка (Pluvialis fulva). В окрестностях Краснено редка. Две птицы отмечены у посёлка  и одна в тундре между Краснено и р.
 Галстучник (Charadrius hiaticula). Обычен. Территориальные пары отмечались на галечниках малых рек (Осиновая, Берёзовая) и на песчаных островах на Анадыре.
Камнешарка (Arenaria interpres).
      Фифи (Tringa glareola). В окрестностях пос. Краснено самый обычный кулик

суббота, 23 марта 2013 г.

Освоение острова Старичков



После отражения нападения англо-французской эскадры Петропавловск, и вместе с ним первый отечественный маяк на тихоокеанском побережье – Петропавловский пришли в запустение и упадок. В 1884 г. в Гидрографическом управлении рассматривались три места строительства нового маяка. Один из вариантов предполагал установку маяка на о. Старичков, что должно было увеличить сектор его действия. Сам островок является приметным пунктом, и туманы тут реже. Остановились на другом варианте – оставить маяк на прежнем месте. Впервые навигационный знак был построен на южной оконечности острова в 1937 г., а в 1955 г. его заменили и перенесли на вершину острова.
В 2006 г. этот светящий навигационный знак был обновлен и модернизирован. В целом поверхность вершины этого острова ровная, понижается в восточную сторону с небольшим прогибом в северной части. Ее площадь около 6 тыс. м². На северной оконечности вершины находится наивысшая точка острова, где установлен светящий знак. Вершина острова поросла густой травяной растительностью, среди которой по краям выделяются две группы кустарника – ольхача и ивы.
Следы поселения прослежены в 40–45 м к югу от маяка на краю за рослей ивы и ольхача. Они представлены восемью западинами жилищ и семью хозяйственными ямами. Западины имеют размеры 4 х 4 м – 4 х 5 м, глубину 0,4–0,7 м. У трех западин прослежены выходы, направленные на юг, длиной до 1 м. Диаметр хозяйственных ям около 0,8 м, глубина до 0,7 м. В траншее от кабеля, ведущей к маяку, была произведена зачистка, которая выявила следующую стратиграфию:
1. дерн – до 5 см; 2. морской крупный темно-серый песок – 2–3 см; 3. культурный слой – серовато-коричневая супесь с единичными угольками – 16– 17 см; Шурф был заложен у входа в жилище. В восточной стенке была прослежена следующая стратиграфия: 1. дерн, рыхлый, с мощной прослойкой прошлогодней травы – 15–17 см;
2. культурный слой – темно- коричневая супесь с единичными крупными угольками, скоплением гальки и обожженных камней (диаметр 4–5 см) – 17–20 см;
3. крупный светло-коричневый песок – 2–3 см; 4. плотная светло-коричневая супесь – 15–17 см; 5. темно-коричневая (черная) супесь – 1,5–2 см; 6. плотная светло-коричневая супесь – ниже.
Ни при зачистке, ни в шурфе никаких каменных орудий, их обломков или отщепов не обнаружено. В шурфе, доведенном до глубины 1 м, следов более раннего культурного слоя не отмечено. Примерный возраст обнаруженного культурного слоя 200–300 лет. Можно предположить, что остров посещался и более древними жителями Авачинской губы. Жители морского побережья, в том числе Восточной Камчатки, добывали почти все виды морских колониальных птиц, начиная с весны, со времени прилета, и до их отлета, до поздней осени.
Для ловли птиц использовались различные способы, в первую очередь, ловчие сети. «Ловят бакланов –  сетями, спуская на сидячих птиц сверху или расстилая на воде близ берега, в которых они запутываются лапами. По вечерам промышляют их силками, привязанными на шесты, с которыми,  подкравшись одну птицу по другой снимают: ибо они хотя и видят, но не опасаются». У всех приморских жителей были широко распространены болла («камнеметалки»).  С их помощью добывали птиц, стаи которых пролетали над побережьем осенью и весной.  Возможно, скопление камней и гальки стандартных размеров, обнаруженное в шурфе, предназначалось для охоты на птиц, которых использовали в пищу, а их шкурки шли на изготовление одежды.